Краткий макроэкономический прогноз для Украины на 2018 г.

Особенности выхода экономики Украины из валютно-финансового кризиса 2014 года, а также текущий момент диктуют формат экономических процессов на 2018-й и даже на 2019−20 годы.

Краткий макроэкономический прогноз для Украины на 2018 г.

Особенности выхода экономики Украины из валютно-финансового кризиса 2014 года, а также текущий момент диктуют формат экономических процессов на 2018-й и даже на 2019−20 годы.

Осуществление экономической политики правительством Украины несет на себе отпечаток устаревающих практик, в которых исполнительная власть представлена в виде укрупненного аналога фирмы, в которой главные акценты расставлены на умелое администрирование процессами, потоками, интересами.

Этот вид политики в меньшей степени уделяет внимание денежной и валютной сферам, считая их, в некоторой степени, вспомогательными.

В еще большей степени этот вид политики не рассматривает макроэкономический контекст, в котором достижение целей экономического развития является результатом согласованной стратегии монетарных и фискальных инструментов.

Свидетельство этому — отсутствие стратегий экономического и инновационного развития, а также — антикризисной стратегии.

Как результат, монетарные (валютные) и фискальные органы управления используют свои инструменты политики не полно, фрагментарно учитывая текущую кризисную ситуацию, а также не полно противодействуя кризисным процессам.

Не имея возможности расширить поле действия антикризисной политики стимулирующими мероприятиями, органы власти (и Минфин, и НБУ) осуществляют антикризисную политику мерами сжатия экономики.

Пример тому- введение системы блокировки налоговых накладных, инициированное Минфином и продолжение повышения учетной ставки Нацбанком, соответственно.

Расширение возможностей роста экономики можно получить лишь путем слияния монетарных и фискальных стратегий инновационной политики. Хотя сужение их эффективности из-за низкого социального капитала, коррупции и т. п. создает более мрачную картину будущего.

По этой причине мы не увидим очень резких провалов в экономике, но и не увидим резких взлетов ее роста. Не следует также забывать, что чрезмерное зажатие экономики административными тисками чревато социальными взрывами и рисками экономической фрагментации.

Исходя из выше сказанного:

Темп роста экономики Украины в 2018 году ожидается около 2,8%. Инфляционные процессы на конец года пока в двухзначной зоне 16% и 18% (потребительская и производителей, соответственно) и будет в значительной степени зависеть от политики НБУ. Уровень безработицы сохранится достаточно высоким и составит более 9%. Курс национальной валюты подойдет к рубежу 29-ти и имеет потенциал достичь и преодолеть отметку в 30 грн за доллар США.

Этот прогноз в значительной степени подтверждается индикаторами текущей динамики. Например.

Индекс промышленного производства за 2017 год составил 100,4% (от соответствующего показателя 2016 года). Это стало результатом роста в сфере промышленного строительства, особенно дорог (увеличение гос. расходов). И, как отмечалось нами выше, в результате несогласованной политики фискальных и монетарных органов данный факт приведет к усилению вытеснения инвестиций из других отраслей, вытесненю потоков капиталов и рабочей силы.

Цены производителей за 2017 год выросли на 16,6%. При этом, за первые два месяца 2018 года, показатель составил 5,7%.

Экспорт товаров в 2017 году увеличился на 18,3%, при этом импорт рос большими темпами, увеличившись в свою очередь на 21,1%. Счет текущих операций в итоге нарушения макробалансов «вычел» из ВВП около 2%, чего хватило бы для полноценного финансирования науки на весь 2018 год и перекрыло бы с лихвой транш МВФ.

Тенденция с отрицательным сальдо счета текущих операций платежного баланса, скорее всего, сохранится и в 2018 году. Она может быть нарушена валютным кризисом так как НБУ, как видится, исчерпал свои возможности регулятора на текущий момент.

Как отмечалось выше пока не видится возможностей у Правительства поддержать инновационный сектор отечественного производителя. Чтобы вырос экспорт инновационной продукции, необходимо его стимулирование. В Украине же стимулируется традиционный сектор, особенно дорожное строительство, которое из-за низкого качества и вынужденных ежегодных восстановлений в состоянии подавить национальную экономику.

Грузооборот в январе-феврале 2018 так же снизился и составил 90,7% и 93,5% соответственно.

Национальный банк в течении 2017 г. был вынужден повышать учетную ставку. 2 марта 2018 года он в очередной раз увеличил ее до 17%, что не стимулирует деловую активность в экономике страны.

Украина продолжает терять часть своего экономического потенциала, за счет негативных демографических процессов.

Согласно информации Государственной службы статистики, с 2015 по 2017 год Украину покинуло 1,3 млн граждан — трудовых мигрантов в возрасте 40−50 лет.

В 2018 году, отток продолжился. Это в свою очередь тормозит экономическое развитие. На крупные проекты уже стало трудно набирать специалистов.

Министерство финансов, в начале текущего года, разместило и продало на аукционе ОВГЗ (короткие под 17,44% годовые, 2−3 летние под 16,1%).

Такая доходность сама по себе является аномальной («пирамидальной»).

Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране подобные предложения привлекают большое количество «спекулянтов» с внешних рынков, этот сигнал очень тревожный.

Данная операция, временно, в первом-втором квартале 2018 года, влияет на укрепление национальной валюты, но в последствии увеличит тяжесть государственного долга, приведет к дисбалансу платежного баланса страны и усилит риски падения национальной валюты.

Учитывая отмеченную ранее несогласованность (между Правительством и НБУ), росту цен правительственных обязательств способствовал еще и рост цен депозитных сертификатов НБУ. На фоне высоких цен сертификатов инвесторы не были заинтересованы покупать ОВГЗ по меньшей цене.

Исходя из рассмотренных тенденций, мы не видим оснований для роста ВВП в 2018 году, превышающего показатель 2017 года, т. е. темп роста экономики будет по-прежнему находится в пределах статистической погрешности, что конечно же не соответствует текущей повестке для, особенно учитывая то, что нам в 2018 году так же придется платить по внешним долгам, взятым ранее.

Инфляция продолжит свой рост, и при бездействии Правительства Национальный банк будет вынужден снова применить инструменты монетарной политики в виде увеличения учетной ставки, что непременно негативно скажется на деловой активности.

Соответственно, не будет оснований и для роста рабочих мест, что оставит безработицу на прежнем уровне.

Отрицательное сальдо торгового баланса сохранится.

Курс национальной валюты, в середине 2018 года, НБУ будет держать в коридоре 26,5−28,0 грн за доллар США, с понижением к концу года к 29,0.

Стимулировать рост валютных резервов будет, как и прежде, не инновационный сектор экономики, а экспортная выручка агросектора и экспорт рабочей силы рубеж — переводы валюты гастарбатеров.

Гарнат Андрей, Дроговоз Юлия, Макаренко Игорь