«Разделяй и властвуй»

«Охота на ведьм — преследование людей, подозреваемых в колдовстве… Укреплявшаяся абсолютная монархия стремилась полностью подчинить жизнь народа своему контролю» (выдержка из Википедии).

«Разделяй и властвуй»

Для меня знакомство с вопросом «охоты на ведьм» в украинском варианте началось дней 10-ть назад, когда из Днепра обратилась журналист радио «Свобода» с просьбой прокомментировать следующую ситуацию:

«На Дніпропетровщині розслідують безпідставні виплати переселенцям на суму понад 4 млн грн — облпрокуратура На Дніпропетровщині відкрили низку кримінальних проваджень за фактами безпідставних виплат переселенцям 4,3 млн грн бюджетних коштів. Про це повідомили у прокуратурі Дніпропетровської області.

За даними з прокуратури, в області розпочали дев’ять кримінальних проваджень щодо працівників управлінь соціального захисту населення райрад у Дніпрі, Кам’янському, Кривому Розі, Павлограді та Нікополі за фактами службової недбалості під час нарахування щомісячної адресної допомоги вимушеним переселенцям. Як поінформували в прокуратурі, так, допомога безпідставно призначалась людям у той період, коли вони не перебували на підконтрольній Україні території. «Відомості за даними фактами внесено до ЄРДР за ч.1,2 ст. 364, ч.1,2 ст. 367 та ч.1 ст. 190 (зловживання службовим становищем, службова недбалість, що спричинила тяжкі наслідки та шахрайство) Кримінального кодексу України», — зазначили в прокуратурі.

Водночас в Департаменті соціального захисту населення Дніпропетровської облдержадміністрації у вівторок Радіо Свобода повідомили, що непоінформовані про розпочаті кримінальні провадження проти співробітників. Там заявили, що органи соцзахисту не мали можливості перевіряти інформацію, яку надає людина для отримання статусу тимчасово переміщеної особи, зокрема, інформацію про відсутність у неї коштів на депозитах, житла в інших регіонах, авто тощо…"

Свое видение причин и последствий подобных дел в ситуации, в которой находится страна, я дал. А за последние 10 дней моя информированность в ситуации несколько расширилась. Это подтолкнуло проанализировать ее глубже.

Начинать рассуждения можно с чего угодно. Проблем в стране хватает. Я позволю себе начать с одного из обещаний, данных властями страны. С 2017 года в Украине повышается минимальный уровень заработной платы до 3200 гривен. В целом очень хорошее обещание, если конечно власти знают, из какого источника они будут брать финансовые ресурсы.

Еще одна вводная. Недопущение оккупации территории Украины, защита ее территориальной целостности — есть конституционная обязанность и народа Украины, и государственной власти страны. А, в первую очередь, Президента, как Верховного главнокомандующего. Эту свою обязанность государственная власть не выполнила, хотя эта специфическая услуга от государства народу, налогоплательщиками Украины систематически приобреталась (проплачивалась) все годы независимости страны.

Следующая обязанность власти. Защита пострадавших от войны граждан Украины. И тех, кто вынужден был бежать с оккупированных территорий (ВПЛ), и тех, кто остался в оккупации. При этом, если территория Крымского полуострова на законодательном уровне признана оккупированной. То в Луганской и Донецкой областях территории занятые врагом оккупированными, по нормам действующего законодательства, не считаются. У нас их скромно продолжают называть временно не контролируемыми. Подходит к концу третий год войны.

На протяжении всего периода войны гражданским обществом неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки внятной политики по отношению ко всем оккупированным территориям. Власти с этим соглашаются, только этой внятной и последовательной политики как не было, так и нет. А ведь это уже, в том числе, вопросы государственной безопасности. Кстати, заканчивается третий год войны.

Немного истории. Недавней. Начало войны. Крым. На протяжении первых шести месяцев войны, по данным официальной статистики оккупантов, оккупированную территорию Крыма покинуло порядка 78 000 жителей Крыма. Из них около 90% на материковую часть Украины. Власти к такому развитию событий готовы не были. Жителей Крыма на материке от имени власти никто не ждал. Если не считать громких заявлений и больших обещаний. Датой начала боевых действий оккупантов на востоке Украины (Луганская и Донецкая области) считается 6 апреля 2014 года. Из этих регионов от войны бежало уже порядка 2 миллионов человек. У властей на сегодняшний день нет точных данных. Этих людей, от имени властей страны, тоже никто не ждал. Наибольшее количество тех, кто бежал от войны из Донецкой и Луганской областей оседало в районах, которые прилегали к линии фронта. Лагерей беженцев создано не было. Каждый устраивался, как мог. Все мечтали и рассчитывали поскорее вернуться домой. Работники местных органов самоуправления, по поручению государственной власти, вели учет этих людей. Война набирала обороты. Работа, учеба, детский сад, временное жилье — оставались не решаемыми проблемами. На 442, 884 гривен социального пособия в месяц на человека или 2400 на семью. Это аренда жилья, питание и прочая, прочая, прочая. Не возможно. Часть людей вернулась в места постоянного проживания, так хоть за аренду жилья платить не надо.

И на этом моменте пару слов о реестрах. Их у нас в стране было создано множество. Людей всегда возмущало то обилие справок, выписок из реестров и подтверждений соответствия, которые они должны были собирать и предоставлять когда возникала необходимость обращаться к государству за какой-то помощью (о наличии брака, семьи, несовершеннолетних детей, иждивенцах, бизнеса, уплаты налогов, наличия автомобиля, образования, недвижимости и т. д, и т. п.).

Практически все реестры созданы, якобы для облегчения и повышения качества работы, исполнительной вертикали власти. Социальная защита входит в эту вертикаль власти. Но что оказалось на практике? Все это количество реестров между собой не взаимодействует, они друг от друга закрыты. И в условиях войны проверить человека на предмет объективности поданной информации, с разных сторон по реестрам, не предоставляется возможным ни для работника социальной службы, ни для работника местного органа самоуправления. И это в ситуации, когда в отдельные муниципалитеты за день обращалось за справками до 4000 человек. Даже по 10 минут на человека это до 667 человека/часов в день, без обеденного перерыва. Для чего цифры? Они характеризуют масштабы привлечения работников местных органов самоуправления. В небольших горисполкомах и поссоветах отдел обычно 1−2 человека.

А еще в стране огромное количество семей, которые потеряли на идущей войне сыновей, братьев, мужей, отцов. А еще раненные, контуженные и инвалиды. Им тоже необходима социальная защита от государства. И они имеют на нее право!

Почему в самом начале текста я вспомнил об историческом периоде «охоты на ведьм». Как оказалось, уголовные дела подобные тем, что были заведены в Днепропетровской области, ведутся в Луганской, Донецкой, Запорожской, а так же других областях Украины. Где больше, где меньше. В зависимости от интенсивности присутствия тех, кто сегодня в Украине называется — внутренне перемещенное лицо или близости к линии фронта. Когда-то в государстве, которого, к счастью, сегодня нет (СССР) с 1947 по 1953 год было сфабриковано «дело врачей». Цель одна, очередной этап устрашения населения страны. Сегодня Украина стоит на пороге нового масштабного прототипа «дела врачей» — «дела работников органов местного самоуправления».

Четкой и последовательной системы социальной защиты, то есть выполнения перед народом страны конституционных обязанностей по обеспечению социальной защиты лиц пострадавших в результате войны, государственной властью не создано. Ни в отношении внутренне перемещенных лиц, ни в отношении лиц живущих на оккупированных территориях, ни в отношении участников боевых действий и так далее. Ни для кого.

Сознательно созданная или созданная из-за не профессионализма ответственных лиц неразбериха в вопросе социальной защиты, пусть даже только ВПЛ и граждан живущих на оккупированных территориях, создает, в свою очередь, удобную среду для нечистоплотных чиновников и отдельных граждан извлекать личную выгоду на людском горе. Есть ли нарушения или сознательные действия, которые могут трактоваться как преступление, со стороны работников органов местного самоуправления. Конечно же — есть. Носят ли они масштабный характер, где задействованы тысячи муниципальных работников — нет. Но власть поставила задачу — доказать обществу обратное.

В ситуации, когда государственная власть не в состоянии предъявить обществу какие-либо реальные положительные результаты своей деятельности по восстановлению территориальной целостности страны, возвращению государственной власти в правовое и конституционное поле Украины, решению социально-экономических проблем, остается одно средство — принцип «разделяй и властвуй». Разделяй общество в стране на части, сталкивай эти части между собой, получай возможность законсервировать ту систему отношений, против которой украинский народ выходил на Майдан уже дважды. Задача, отвлечь внимание общества от негативных действий власти, расчленить его и утвердить тем самым контроль над обществом.

Какие выводы из этой ситуации допустимо сделать:

1. Власти страны занялись созданием основы для последующего отказа или большого сокращения бюджетных расходов по линии оказания поддержки в рамках социальной защиты внутренне перемещенных лиц и граждан страны, оказавшихся в оккупации. За счет подобной модели экономии бюджетных ресурсов планируется сформировать часть необходимого финансового ресурса для выполнения обещаний по увеличению минимального уровня заработной платы.

2. Они стремятся создать условия, при которых, граждане Украины, живущие на оккупированных территориях, будут отказываться от намерений перебраться на контролируемую Украиной территорию.

3. Они стремятся устрашить население Украины, в первую очередь, гражданское общество через репрессии, на примере фабрикуемого «дела работников органов местного самоуправления».

4. Власть попытается, через устрашение репрессиями, усилить свое влияние на местные органы самоуправления. Вплоть до полного подчинения. При успешной реализации поставленных задач тысячи работников органов местного самоуправления могут получить реальные тюремные сроки или большие денежные штрафы. Итог один, органы местного самоуправления потеряют это количество работников. Опытных и подготовленных. Кто на замену? В нашей действительности это коллапс в организации жизнедеятельности ряда населенных пунктов, в первую очередь тех, которые наиболее приближены к линии фронта.

5. Какой итог может получить власть:

  • Усилится существующая «линия раскола» общества: жители, живущие на оккупированных территориях и ВПЛ, с одной стороны и остальное население Украины, с другой стороны.
  • Создается новая «линия раскола» общества: население страны по отношению к работникам органов местного самоуправления и работники органов местного самоуправления по отношению к жителям оккупированных территорий и внутренне перемещенным лицам.

Недавно в Киеве прошло мероприятие, на котором наши западные партнеры делились своим опытом построению взаимодействия между гражданским обществом и властями страны в вопросах обеспечения национальной безопасности. Один из вопросов, который был задан представителем украинской государственной власти, звучал следующим образом: «Поделитесь Вашим опытом, как должна вести себя власть по отношению к гражданскому обществу, если последнее злоупотребляет своим правом на протест». Может быть ситуация формируемая властью в стране является ответом на этот вопрос.

Юрий Смелянский, Експерт — фонд Майдан Закордонных дел