Экономика: тяжелый путь к победе

Любая война имеет в своей структуре: военную составляющую, информационную составляющую и экономическую составляющую.

Экономика: тяжелый путь к победе

Мы сегодня каждый день получаем информацию о промежуточных итогах в противостоянии вооруженных сил Украины против российских оккупантов и агрессоров. Итоги этого противостояния порождают оптимизм! Мы ежедневно наблюдаем и участвуем в информационном противостоянии с государством-агрессором. На этом участке противостояния также порождается оптимизм победы! А что мы знаем, слышим, видим по итогам третьей составляющей — экономической? Ее итоги также стимулируют нас к оптимизму?

Когда сегодня мы начинаем говорить, принимать, реализовывать какие-то решения в области экономических отношений следует помнить о том, что можно определить как минимум три фактора, которые будут оказывать влияние на принимаемые решения и результаты реализации этих решений:

1. Временной период, в котором будут действовать принятые решения.

2. Цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации принятых решений.

3. Допустимый компромисс (люфт) корректировки определенных для достижения целей.

Допустимо определить три временных периода связанных с войной и ликвидацией ее последствий:

1. Военная экономика или экономика военного времени.

2.Послевоенная экономика или экономика поствоенного переходного периода.

3. Экономика мирного времени.

Период активных боевых действий, период войны, поствоенный период формируют или формулируют разные варианты решений в сфере экономических отношений.

Еще один момент. Четкого временного перехода по какой-то дате между определенными временными периодами не будет. Особенно это относится к военной экономике и послевоенной экономике. Причина проста, послевоенное восстановление начинается сразу после деоккупации населенного пункта или любого территориального элемента. В свою очередь послевоенное восстановление на какой-то конкретной территории, населенном пункте не означает факта окончания войны.

Говоря об экономике речь ведется о модели экономических отношений или об экономической модели (базисе). Выбор экономической модели определяется поставленными стратегическими целями. Соответственно, общественно-политический консенсус состоит в получении ответа и согласия на вопрос: «Какие цели? Для чего?».

В военное время. В первую очередь экономика должна обеспечить потребности для достижения победы над агрессором. Победу над агрессором формируют вооруженные силы Украины как главный инструмент достижения победы. И тыл, как вспомогательный, обеспечивающий инструмент. Дополнительный инструмент — помощь партнеров. Отсутствие синергии между перечисленными элементами усложняет достижение поставленной цели.

В рамках информационной составляющей войны мы практически каждый день получаем информацию про объемы помощи со стороны наших западных партнеров. О проблемах и победах в этом вопросе. Чаще всего в будущем времени и в рамках допустимого в условиях войны информационного потока.

Мы имеет возможность получать информацию и принимать участие в волонтерской (общественной) поддержке боеспособности вооруженных сил. Имеем информацию о возникающих проблемах, в первую очередь исходящих от чиновничьей жадности к обогащению, которую, увы, новый кровавый виток войны не смог ликвидировать. Видим и степень оперативности в решении возникающих проблем со стороны властей.

А что мы знаем и слышим о работе оборонно-промышленного комплекса Украины в контексте его участия в обеспечении боевых способностей ВСУ?

Промелькнула информация о том, что Укроборонпром передал ВСУ какую-то боевую технику, которая ранее предназначалась для отправки на экспорт. Знаем про уничтоженный комплекс ГП «Антонов» в Гостомеле. Знаем о скандале с пытками над генеральным директором ГП «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч», кстати, какие эти пытки имели последствия от СБУ ни слова. Вот, в общем-то и все.

В свое время, подобные Укроборонпрому централизованные государственные объединения создавались лишь с одной целью — коррупционные схемы и выкачка в личных интересах обогащения определенных лиц средств этих объединений. Написано об этом немало.

Вопрос эффективности деятельности Укроборонпрома в условиях широкомасштабной войны остается покрытым глубокой тайной.

Быстрой победы в этой войне вряд ли стоит ожидать. Как минимум по той причине, что слишком большая разница между масштабами Украины и государства-агрессора. На протяжении всех восьми лет войны неоднократно писалось и говорилось о том, что разницу в этих масштабах Украина может компенсировать лишь за счет более высокого технологического уровня своих вооруженных сил. Увы, сегодня можно констатировать, что технологическое превосходство над врагом пока обеспечивается лишь за счет военной помощи наших западных партнеров и волонтеров. Сколько эвакуировано предприятий оборонного комплекса и развернуто заново? На сколько сегодня предприятия оборонного комплекса способны выполнять оборонные заказы в условиях обстрелов, нарушенных логистических цепочек, увеличения количества оккупированных территорий, а, следовательно, не работающих предприятий оборонно-промышленного комплекса? К сожалению, скорее всего, ответы на эти вопросы лучше знают в Кремле, чем в украинском обществе.

Сложившийся информационный вакуум вокруг деятельности ГК «Укроборонпром» можно было бы принять за необходимость с точки зрения обеспечения национальной безопасности Украины в условиях ведения активных боевых действий если бы на протяжении 30 лет независимости власть не приучала бы украинское общество к тотальному недоверию к себе, своим действиям, решениям и их реализации.

Допустимо утверждать, что в условиях активных боевых действий на большом периметре территории государства сложно обеспечить работу оборонно-промышленного комплекса. Вот только война началась восемь лет назад. Вот только государство Израиль имея площадь в почти 27 раз меньшую за площадь Украины и находясь в условиях войны практически 74 года имеет мощный оборонно-промышленный комплекс, который способен обеспечить технологическое превосходство израильской армии над противником. Способность ГК «Укроборонпром» в существующем виде стать соответствующим гарантом для вооруженных сил Украины в условиях войны и в послевоенном будущем вызывает большие сомнения.

Открытым остается и вопрос трудовых ресурсов. Беженцы и эмигранты являются потерей трудового ресурса, одного из основных составляющих экономики. Без квалифицированных трудовых ресурсов невозможно обеспечить поддержку экономикой ВСУ. И речь идет о реальном, производственном секторе экономики. Это станки, технологии, заводы. Вооружение, военная техника, оружие и боеприпасы. А также форма, питание, лекарства, средства связи, управления и так далее. Какое-то время можно держаться на запасах. Какое-то время можно рассчитывать на волонтеров. Какое-то время можно держаться за счет помощи западных партнеров. Но без собственных производственных мощностей, логистики — все это лишь временное продление способности к противостоянию.

В западных областях Украины сегодня излишек трудовых ресурсов. Но инфраструктура экономической производственной поддержки ВСУ не развивается необходимыми темпами.

Период военного времени — это особый период для ведения экономической деятельности. Во всех ее аспектах: отношения к праву собственности; государственное регулирование; разрешительная деятельность; государственный заказ; налоговые отношения; бюджетные отношения и другие аспекты экономических отношений. Этот период требует высокого уровня поддержки для экономики и граждан со стороны государственной власти.

Некоторые цели, которые государственная власть ставит перед собой в качестве стратегических или тактических в вопросах поддержки экономической системы для обеспечения ее функционирования:

В отношении бизнес-среды:

а) поддержка владельцев бизнеса;

б) создание облегченных условий функционирования бизнеса.

В отношении физических лиц (гражданина), как потребителя:

а) поддержка на уровне выживания (обеспечение удовлетворения установленного на период военного времени минимума базовых потребностей);

б) поддержка на уровне выше, чем установленный минимум базовых потребностей на период военного времени;

в) невмешательство в процесс удовлетворения потребностей индивидуумами.

Сформированные цели будут определять экономическую модель, которая обеспечит достижение поставленных целей на период, определяемый как «военное время».

1. Распределительная экономика военного времени.

2. Условно-распределительная или частично-распределительная экономика военного времени.

3. Свободная экономика в условиях военного времени, подкрепленная волонтерской распределительной активностью.

4. Всевозможные вариации и конфигурации трех предыдущих.

Судя по ситуации и принимаемым государственной властью решениями, реализуется сценарий «свободная экономика в условиях военного времени, подкрепленная волонтерской распределительной активностью». Эффективность и правильность выбранного сценария покажет только время.

Следующая сторона вопроса. Налоговое участие граждан в финансировании деятельности государственной власти. В том числе это участие обеспечивает наличие средств в государственном бюджете для финансового обеспечения обороноспособности государства и обеспечения национальной безопасности во всех аспектах ее проявления.

Власть приняла решения по снижению налоговой нагрузки через снижение ставок налогов. Реальное снижение ставок налогов — это вид поддержки. Вот только «налоговая палка» всегда имеет два конца. Один позитивный, другой негативный.

За все годы независимости многократно критиковалась действующая в Украине налоговая система. В том числе она подвергалась объективной критике за то, что не эластичная, не гибкая, не способная адекватно реагировать на позитивные или негативные изменения состояния экономики. Подобные реакции в действующей налоговой системе всегда требуют ручного регулирования. Под ручным регулированием следует понимать внесение соответствующих изменений в действующее налоговое законодательство.

Верховная Рада Украины внесла соответствующие изменения, предложенные профильным комитетом. На период войны и ведения боевых действий. В СМИ и социальных сетях появилась публикация, в которой глава комитета ВРУ Д. Гетманцев сделал заявление о переосмыслении им своих взглядов на право граждан Украины иметь реальную демократическую модель в сфере экономических отношений, в том числе и в модели налоговых отношений. Вот только очередные налоговые инициативы не отражают подобные заявления. Люди, которые долгое время работали и продолжают работать на сохранение (консервацию) действующей экономической модели Украины, модели в которой нет технологического развития, в которой есть лишь интересы крупных олигархических групп предложить новую, позитивную повестку не способны.

Снижение ставок налогов должно по мнению власти стимулировать экономическую активность. В целом логика правильная, чем ниже ставки налогов, тем выше интерес к ведению бизнеса, к экономическому риску, который всегда сопровождает ведение бизнеса. Один, из большого перечня, момент на который следует обратить внимание. В условиях активных боевых действий, увеличения площадей оккупированных территорий, сокращения рабочих мест, вынужденной эмиграции, разрушения логистических цепочек и так далее — падают потребительские возможности общества, сокращается объем совокупного потребительского заказа.

Соответственно, одной из целей снижения налоговой нагрузки является удержание цен в пределах, которые минимизируют объемы падения потребительского спроса и потребительского ажиотажа первых дней активных крупномасштабных боевых действий.

Если цель «удержание цен в приемлемых границах» не достигается, снижение ставок налогов является бессмысленным и популистическим действием. Ведь негативная сторона такого решения состоит в сознательном отказе от какого-то объема налоговых поступлений в бюджеты при их сокращении в условиях падения экономической активности за счет разрушения предприятий вследствие боевых действий, сокращения налогового поля за счет оккупации территорий в условиях ведения активных боевых действий и падения потребительского спроса. Чем будет компенсироваться недостаток средств в бюджетах?

Возникает ощущение, что у государственной власти нет решений для возникших и продолжающих увеличиваться экономических проблем. Отсутствие решений обуславливает информационный вакуум вокруг этого очень важного вопроса.

Это только очень небольшая часть тех вопросов, которые успели накопиться в контексте обеспечения экономической стойкости Украины в войне против российского агрессора.

Любая война рано или поздно заканчивается. Для каждой из сторон войны наступает поствоенное время. Вопросы поствоенного экономического обустройства экономики поствоенного переходного периода и периода будущего мирного времени тема отдельных рассуждений. Ведь скорее всего нам предстоит борьба за новую экономику, за будущее экономическое развитие и экономическое благополучие всех граждан Украины, а не только ее небольшой части.

Рекомендовані публікації