Офис президента заинтересован в скандале с Коболевым — Виктор Небоженко
Почему у Владимира Зеленского заинтересованы в скандале с Андреем Коболевым, действительно ли у нас ментально две Украины, а также, что нас ожидает после войны, разбирались журналисты i-ua.tv.
По словам политолога Виктора Небоженко, бывший глава Нафтогаза Украины А. Коболев мечтает, после окончания российского-украинской войны, при помощи своих местных и западных партнеров, разбогатеть и стать президентом Украины. Он несмотря на общее возмущение общественности, демонстративно перевел за границу своим родственникам 50 млн долларов США, которые он получил в качестве гонорара в виде премии за победу в арбитраже против «Газпрома».
Другой украинец- не бизнесмен и не политик, а успешный боевой генерал, Главнокомандующий ВСУ В. Залужный, который неожиданно получил из США наследство в размере 1 млн долларов США от Григория Степанца, американца украинского происхождения. Генерал Залужный немедленно передал эти деньги Украине в помощь ВСУ.
Журналисты i-ua.tv решили разобраться, действительно ли у нас две ментальных Украины и с какими вызовами украинцы столкнуться после окончания войны, спросив об этом В. Небоженко.
— С одной стороны нас окружают коррупционеры, как Коболев, а другой, как В. Залужный, который отдал полученные в наследство деньги на армию. Ментально каких людей у нас больше в стране?
— Больше патриотов. Потому что идет война. Даже те люди, которые сомневались в Украине видя путинскую жестокость на протяжении года, готовы защищать страну. Это часть украинского чуда, когда практически все население сражается с врагом без всякого приказа, а по зову сердца. После Бучи, разгромленного Харькова, уничтоженного Мариуполя, у людей просто нет выбора. Не думаю, что в центральной или на западной Украине, по крайней мере в крупных городах, есть люди, которые бы ждали прихода российских оккупантов. Однако не нужно делить людей, на таких как Коболев и таких как Залужный. Это все смешано. Тут разные типы личностей. Одни более меркантильные и циничные, а другие патриотичные.
— Какая вероятность, что украинцы получат всенародного Коболева- президента?
— Во времена президентства Порошенко, Коболев рассматривался, как кандидатура премьер-министра. Сам Коболев считался перспективным политиком, а Нафтогаз отличная стартовая ступень для того, чтобы потом пойти в большую политику. Плюс на Западе были политики, которые его поддерживали. Коболев молод, богат, знает иностранные языки и считает себя прозападным менеджером. Война все это поменяла. Когда Коболев пошел работать в Нафтогаз, то там произошли конфликты с Витренко. Кроме того, Коболев демонстративно перевел своим родственникам за границу — десятки миллионов долларов. Человек, который не хочет помогать украинской армии, но имеет такую возможность, вряд ли сумеет стать президентом. После скандала, его шансы резко упали. Это колоссальная ошибка Коболева. Однако с точки зрения избирательной компании он поступает правильно, не отдав 50 млн. Если начнется избирательная компании он всегда может сказать, что у него есть деньги. Это старая западная схема очищения денег на избирательную компанию. В частности, получить наследство или получить премию. Еще одна схема — выиграть. У нас были народные депутаты, которые, с их слов, при проверках, регулярно выигрывали большие суммы денег на тотализаторе. Но так же не бывает.
Более того, президент Зеленский понимает, что у него будет сильная оппозиция вовремя президентских выборов. Поэтому Офис президента заинтересован в скандале с Коболевым.
— Насколько война повлияла на политические предпочтения общественности?
— После нападения рф на всю Украину, люди стали более радикальны. Необъявленная война ожесточила украинцев и научила их терпеть. Однако граждане все равно требуют от власти, чтобы она была справедливой и честной. Украинцев в отличии от мирного времени раздражает любая информация о том, что в стране есть коррупция и олигархи, которые ничего не делают для обороноспособности страны. Поэтому украинцы после войны станут более радикальными. Будут требовать справедливости и нетерпимо относиться к любым формам коррупции. Одни делали все для того, чтобы выиграть войну, а другие жалели денег и багатели. Поэтому любому политику, включая Зеленского будет тяжело общаться с украинцами.
— Каким будет портрет нового президента. Насколько изменились электоральные взгляды и кого хотят видеть украинцы у власти?
— Каким должен быть образ привлекательного для украинцев президента, пока трудно сказать. Это может быть человек в военной форме, может быть гражданский, которому поверит общественность. Пока нет четких представлений того, кто может переиграть Зеленского. Однако сейчас Офис Президента должен быть очищен от коррупционеров, непрофессионалов, демагогов и просто случайных людей.
— Какие главные вызовы ожидают украинцев после войны?
— Самое страшное, что может произойти с Украиной — она не будет иметь сил подниматься и перестраиваться. Война может привести не к подъему Украины, а к обессилению. Это страшный сон, но, если посмотреть политическую историю многих стран Европы, то многие страны после победы не находили в себе силы для того, чтобы перестроиться и обновиться. Украина тоже выиграет эту войну.
Людям не так просто будет перестроиться и обновиться, так как идет колоссальное напряжение украинского общества. Украине нужно проложить большие силы, чтобы она пошла по правильному пути.
— От чего зависит выбор правильного пути. От поддержки Запада и решительности украинцев?
— Запад в первые недели не верил в наше сопротивление и победу. Точно также Запад будет смотреть на то, что будет происходить в стране после войны. То есть если не начнется радикальная чистка Украины от бюрократии, коррупции, антидемократических методов управления экономикой и политикой, то Запад ничего делать не будет. Ни в коем случае нельзя рассчитывать на Запад. Мы должны им быть благодарны за поставки оружия, но как только закончится война, мы увидим очень корыстных и практичных людей.