Новобогдановка, Балаклея, Калиновка: история пожаров на арсеналах оружия и обещания политиков
Пожар на складах боеприпасов под Винницей в очередной раз показал: несмотря на общее повышение уровня Вооруженных сил, у них все еще есть огромные нерешенные проблемы.
Два масштабных пожара на двух крупнейших складах боеприпасов за полгода — не случайность, а свидетельство серьезной системной проблемы, которая уже нанесла государству космические убытки (а еще унесла жизни по меньшей мере трех людей). И если кто-то злорадствовал по поводу российской ракеты, попавшей в журналистов во время учений «Запад-2017», то мы должны вас огорчить: трагедии, подобные той, которая происходит сейчас в Калиновке, показывают, что у украинской армии те же проблемы, что и у армии наших восточных соседей. Независимо от того, что окажется причиной вчерашнего пожара: диверсия, коррупция, халатность или все вместе. С такими «дырами» в тылу обороны о НАТО нам пока можно только мечтать.
«Слово и Дело» решило внести свой вклад в развитие темы и, пользуясь случаем, освежить память украинским политикам, напомнив им обещания, которые они давали после каждого масштабного пожара на складах боеприпасов. В среду народный депутат Андрей Левус заявил, что будет выступать за применение смертной казни к тем, кто «наживается на войне». Так вот, только за последние десять с лишним лет таких случаев набралось уже не на один расстрел.
Новобогдановка
. Большинство украинцев впервые узнали об этом небольшом селе в Запорожской области в мае 2004 года «благодаря» взрывам на расположенных там военных складах. Во время пожара, длившегося целых две недели, погибли 5 человек, 22 семьи остались без крова. С тех пор жить в Новобогдановке стало опасно, ведь чрезвычайные ситуации на арсенале там случались ежегодно в течение 4 лет! Пожар, который произошел в июле 2005 года, удалось потушить за несколько часов, к счастью, обошлось без жертв, ранения получили 5 человек. Третий пожар на складах в Новобогдановке случился в августе 2006 года. На этот раз также никто не погиб, однако повреждения получили 4 человека, при этом власти пришлось эвакуировать с места происшествия 1,5 тыс. жителей. В 2007 году на тех же складах сдетонировали поврежденные предыдущими пожарами боеприпасы. Погибли два сапера, работавшие над их обезвреживанием, еще один взрывотехник получил ранения.
Единственное обещание, зафиксированное тогда «Словом и Делом» по этому поводу, принадлежит экс-министру по вопросам чрезвычайных ситуаций Владимиру Шандре. В декабре 2008 года он отчитался о полной очистке территории в районе Новобогдановки от боеприпасов и их остатков, тем самым выполнив обязательство, которое взял на себя в ноябре того же года.
Лозовая.
В августе 2008 года пожар и взрывы на складах боеприпасов на территории воинской части всколыхнули город Лозовая в Харьковской области. Обошлось без жертв, повреждения получил один человек. Однако пламя было настолько сильным, что потушить его не могли три дня подряд. Официальной причиной пожара тогда признали аномальную жару, а виновниками — двух руководителей военной части, не убравших свалку, которая якобы и стала источником возгорания. Кстати, тогда не поверил в эту версию первый вице-премьер правительства. Сегодня он занимает должность секретаря СНБО, однако не похоже, чтобы с тех пор Александр Турчинов сделал из трагедии какие-то выводы…
Утилизировать остатки боеприпасов в Лозовой обещали вице-премьер Александр Вилкул и глава ГСЧС Михаил Болотских, полностью очистить арсенал от боеприпасов — тогдашний первый вице-премьер Андрей Клюев. А теперь самое интересное: не успел 7 августа 2010 года, после ликвидации очередного пожара в Лозовой, экс-министр обороны Михаил Ежель пообещать, что взрывов на 61-м арсенале больше не будет, как история тут же повторилась. 27 августа на складах из-за пожара снова детонировали боеприпасы. Обещание не выполнено. Человеческие жизни снова пришлось спасать путем эвакуации, ведь на складах тогда хранилось более 90 тыс. тонн боеприпасов.
Кривой Рог.
Там в 2014 году загорелись склады, на территории которых стояли танки, заправленные топливом и с полным боекомплектом. Тогда сгорели две бронированные машины. К счастью, никто не пострадал.
Сватово, Луганская область.
В результате взрывов 29 октября 2015 года на военных складах 4 человека погибли, 16 получили ранения. Мины, снаряды, в том числе для РСЗО «Град», взрывались в течение суток, оставив без крова обитателей тысячи квартир и 2,5 тыс. частных домов. Хотя официальной причиной ЧП назвали халатность должностных лиц, тогдашний глава Луганской военно-гражданской администрации Георгий Тука заявил, что пожар мог возникнуть в результате обстрела из ракетницы.
Балаклея, Харьковская область.
В результате пожара, возникшего там 23 марта 2017 года, погибли два человека: один на месте, а еще один — в больнице через месяц. Но, учитывая масштаб опасности, жертв могло быть гораздо больше. О том, что событие нанесло огромный ущерб Вооруженным силам, даже и говорить не хочется: около миллиарда долларов, но эксперты также говорят о невосполнимых утратах в контексте нехватки боеприпасов на передовой. К сожалению, здесь есть два невыполненных обещания: Сергей Пашинский так и не созвал комитет по вопросам нацбезопасности на внеочередное заседание, а Юрий Береза не удосужился даже вынести этот вопрос на рассмотрение комитета в обычном порядке.
Тогда же Пашинский пообещал, что парламентский комитет по нацбезопасности предложит предусмотреть в госбюджете-2018 программу по созданию и модернизации хранилищ боеприпасов. Очень «своевременное» решение, надо отметить. Пока обещание «в процессе».
Как видим, пока выводы из всех перечисленных трагедий не сделаны. Поэтому все, что остается чиновникам, это ликвидировать последствия и раздавать новые обещания. Так, 27 сентября мэр Винницы Сергей Моргунов пообещал предоставить жителям Стрижавки и Калиновки, которые выезжают в областной центр, всю необходимую помощь. Работать же на опережение в подобных ситуациях украинские политики еще не научились.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»